Оглавление
Совсем недавно литые диски были непременным атрибутом роскошных автомобилей. Но современные технологии значительно упростили производство, и теперь такие диски доступны каждому автовладельцу. Литье стремительно вытесняет с рынков обыкновенные диски из-за высоких эксплуатационных качеств. Они прочнее, надежнее, хорошо переносят поездки по плохим дорогам и приятнее выглядят с эстетической точки зрения. Секрет качества литых дисков заключается в технологии производства, которая много лет оставалась секретом для обывателей. И в этой статье мы приоткроем завесу тайны изготовления литых дисков для автомобилей.
Поговорим о сплавах
Название дисков говорит само за себя – их льют из металла или сплавов. От выбранной основы зависит многое:
- качество;
 - безопасность;
 - эксплуатационный срок;
 - стоимость;
 - внешний вид.
 
Поскольку литые диски представлены в различных ценовых сегментах, материалы для изготовления используются различные. За основу всегда берут сверхпрочный алюминий – доступный материал, обладающий хорошими показателями. Изначально литье производилось целиком из этого металла, но такие диски быстро лопались и деформировались. Пришлось отказаться от подобной практики во имя безопасности движения на дорогах.
Выход нашелся – к основному «ингредиенту» начали добавлять другие металлы. Наиболее распространенным сплавом называют алюминий и магний. Такие диски относятся к средней ценовой категории, но обладают высоким качеством. Недорогие диски изготавливают с применением кремния – готовые изделия отлично переносят перепады температур. Дорогие диски категории «люкс» изготавливают из дорогих материалов – к алюминию в дополнение добавляют титан. Заготовки для производства автомобильных литых дисков обычно имеют форму болванок, так их гораздо удобнее плавить в печи.
Как льют литые диски
По сути, процесс литья дисков, очень прост – болванки нагревают до температуры выше 600 градусов, а потом металл заливается в форму. Но на самом деле в этой технологии скрыта масса нюансов. Качество и стоимость дисков напрямую зависят от выбранного способа литья:
- в кокиль (гравитационный);
 - с противодавлением.
 
У каждого метода свой набор положительных и отрицательных сторон. Гравитационный способ предполагает два возможных варианта – с нормальным или низким атмосферным давлением. Метод подбирается в зависимости от материала. При нормальном давлении магниевые диски получаются некачественными, их цена возрастает за счет применения низкого давления – это сложный и затратные процесс.
Лучшим способом для изготовления дисков считается применение противодавления. При литье на металл давит не атмосфера, а специальные газовые составы. Готовые диски проще в обработке, но имеют лучшие характеристики в сравнении с другими способами литья. В процесс металл становится плотнее, что позволяет почти полностью избежать появления брака. Подобный способ изготовления литых дисков считается довольно затратным, но производители говорят, что он быстро себя окупает.
Процессы и тесты
Сам процесс литья происходит в несколько этапов.
- Болванки закладывают в печь до их полного расплавления. Сплав хорошо перемешивается и превращается в однородную густую жидкость.
 - Металл заливают в подготовленные и очищенные формы. Чтобы остудить заготовку, ее опускают в бак с холодной водой.
 - Несколько раз форму с металлом нагревают и охлаждают. Это придает диску высокую жесткость.
 - Заготовку обтачивают, снимают лишний металл и доводят до внешнего вида диска, готового к продаже. Оставшуюся от обработки стружку отправляют в другие партии, поэтому производство получается безотходным.
 
Завершающий этап работ – тестирование готового диска. Проверка на качество обязательна – процесс закалки иногда делает металл очень хрупким. Специальные устройства полностью проверяют диск на наличие пустот, трещин и заломов. Оценивается плотность, жесткость и заданные при производстве габариты. Если литье не имеет отклонений по этим параметрам, то его направляют на склад, откуда готовые диски разлетаются по всех стране. Диски матируют или полируют – исключительно для красоты. Выявленный брак также отправляется на переплавку – это экономит производителям кучу времени и денег.
Еще немного информации
Некоторые производители акцентируют внимание на производстве уникальных дисков для тюнинга. Работы ведутся над внешним видом, характеристики диска не меняются. Используются порошковые безопасные для человека краски. Диск покрывается составом полностью, это придает ему дополнительные защитные свойства от сколов и капризов погоды. После окрашивания диски подвергаются еще одному тесту – на равномерность покрытия. Полимерные краски хорошо ложатся на металл, а специальные устройства прокрашивают каждый колпак и спицу. Цветовой ряд практически не ограничен, но популярнее всего яркие оттенки.
Для изготовления литься внедорожников и тяжелых автомобилей применяются похожие технологии, то сплав получает усиливающие компоненты. Также используются более жесткие геометрические формы. Для красоты и удобства покупателей на заводах существует несколько заготовок для литья, чтобы выпускать разные диски. Актуально для тех, кто любит тюнинг. Меняется толщина и ширина спиц, а также размер самого диска. Это необходимо для того, чтобы каждый мог найти литые диски для своей модели автомобиля.
В заключение
Литые диски отличаются высоким качеством и надежностью, чтобы их сломать, придется сильно постараться. Это не значит, что диски можно оставить без внимания, им также требуется уход. Регулярно осматривайте колеса, при неправильно креплении и эксплуатации на плохих дорогах диск может деформироваться. Ставьте на автомобиль только те колеса, габариты которых рекомендованы заводом-изготовителем. Диски нужно очищать от пыли, грязи и снега. Приобретение литья – долговременная инвестиция, такие колеса без проблем будут служить десятилетиями.