Рубрики
Полезные советы

Когда менять летнюю резину на зимнюю по закону

Оглавление

Зима уже на пороге и вот-вот постучится в дверь. Кто-то будет радоваться приближающимся праздникам, кто-то начнет выбирать путевки в теплые края, чтобы укрыться от холодов. Но для водителей близится и другое важное событие – замена летней резины на зимнюю резину. Без этого ежегодного ритуала не обойтись, ведь замена резины ничто в сравнении с последствиями аварии на дороге. Одно дело, если автомобиль отправится в утиль, и совсем другое – если родственникам придется собирать деньги на лечение или похороны. Грубо, но по факту – большая часть аварий в осенне-зимний период происходят именно из-за нежелания водителей менять летние покрышки на зимнюю резину.

Общие положения

На самом деле точные сроки замены шин рассматриваются в индивидуальном порядке. Много зависит от региона, в котором проживает автовладелец – в теплом климате шипованная резина не нужна, а в условиях суровых сибирских морозов переобувать автомобиль необходимо раньше, чем в других регионах. Регламентируется даже вид шин, наиболее подходящий по климатическим условиям – к примеру, жителям мегаполисов допустимо устанавливать на автотранспортные средства зимние шины «липучки». Асфальт в городах преимущественно чистый и сухой, а вот уже за пределами мегаполиса без полноценных шипов не обойтись – дорога преподносит массу сюрпризов. В пределах сотни километров возможно попасть и в грязь, и в гололед, и в заснеженные участки – за один день. Поэтому при выборе шин нужно руководствоваться местностью преимущественного передвижения, а не привлекательной ценой покрышек в сомнительных магазинах.

Технический регламент под названием «О безопасности колесных транспортных средств» четко указывает на запрет использования зимних шин в теплое время года, то есть летом кататься на шипованной резине – противозаконно. Но до первого июня шины возможно не менять, если погодные условия не подходят для передвижения на летней резине. Также в законе встречается оговорка, что если зимняя резина не имеет вставленных шипов, то такие покрышки возможно использовать и летом – они не портят асфальтовое покрытие и не так сильно шумят. Точной даты изменения шин никто не скажет, хотя органы местного самоуправления имеют право установить некие временные рамки в зависимости от климата региона. Подобные правила могут меняться с течением времени, поэтому полагаться нужно, прежде всего, на собственную логику и чувство самосохранения – если за окном холодно и снег, то явно пора отправляться в автомастерскую.

Практика показывает, что даты установки зимней резины хоть и варьируются в регионах, но имеют разницу всего в несколько дней:

  • в Москве шины нужно установить не позднее 25 октября;
  • в Новосибирске – не позднее 17 октября;
  • в Иркутске – не позднее 16 октября.

Также стоит придерживаться простого правила – установка зимней резины не должна быть выполнена позже первого ноября. Угадать, как поведет себя непредсказуемая погода, невозможно, поэтому опытные водители советуют переобуваться в зимние покрышки, если в течение недели среднесуточная температура воздуха держится на отметке ниже +7 градусов по Цельсию. И хотя допустима установка покрышек до ноября. Рекомендуется пройти эту процедуру заранее, чтобы избежать очереди в автомастерских. Тем более, что с наступлением холодов ремонтники начнут отмечать «день жестянщика». Проще, если автовладелец самостоятельно сможет поменять покрышки, тогда удобная дата выбирается индивидуально.

Когда меняют по закону

Еще в 2017-ом году российские власти приняли законопроект, регламентирующий использование зимних шин. Новые общеобязательные сроки смены резины на зимний вариант – 1 декабря. В этот день обязаны поменять шины все водители, проживающие в регионах с морозными зимами. Если шины были установлены до первого декабря, нарушением это считаться не будет. Также закон устанавливает, что передвигаться на шипованных шинах нужно минимум до первого марта, и менять на летнюю резину нужно только после наступления весны в срок до первого июня. Многое зависит от погодных условий, поэтому названы только приблизительные сроки. Четко закон говорит только о том, что зимой нельзя ездить на летних шинах, а летом запрещено использовать зимние покрышки. Использование всесезонной резины выходом не станет, у нее также есть свои температурные пределы – на таких покрышках разрешено передвигаться до тех пор, пока температура не станет ниже -10 градусов.

Что интересно – если точно следовать срокам, указанным в законе, водитель непременно попадет в неприятную ситуацию. К примеру, в центральных регионах России 1 марта является весной исключительно в календарном смысле. По факту март месяц преподносит сюрпризы – то оттепель, то гололедицу, то снег по козырьки первых этажей. Поэтому менять резину строго первого числа не нужно, время до июня есть. При слишком теплой погоде резину с шипами также не рекомендуют ставить – езда по сухому асфальту увеличивает скорость износа шины, что ведет к проблемам на трассе в гололедицу. Точно выяснить дату, до которой нужно сменить покрышки, возможно в администрации города, села или поселка – у государственных органов есть сайты, на которых положено подобную информацию размещать в общий доступ. Если время было упущено, то придется менять шины самостоятельно или вызывать эвакуатор для транспортировки автомобиля в сервис.

Предлагаем вашему вниманию таблицу использования шин в различные периоды.

Период Летние шины Зимние ошипованные шины Зимние неошипованные шины
Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Запрещено Разрешено Разрешено
Весенние месяцы (март, апрель, май) Допустимо Допустимо Допустимо
Летние месяцы (июнь, июль, август) Разрешено Запрещено Допустимо
Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) Допустимо Допустимо Допустимо

Из таблицы следует, что если зимняя резина оснащена шипами, то нужно ее установить до 1 декабря, а обратную замену произвести до конца мая месяца. Отдельной категорией идут владельцы всесезонных покрышек – использование подобной резины для колес автомобилей возможно только в том случае, если шина имеет маркировку «М+S». Теоретически, менять подобные шины на зимние не нужно, но стоит прислушаться к экспертному мнению – у шин есть маркировка с порогом температуры, ниже которого эксплуатировать шины не рекомендуется.

Об ответственности

Главное, о чем стоит помнить – за неисполнение закона о смене летних покрышек автовладельцу грозит ответственность. Вернее, за отсутствие зимней резины штрафа не предусмотрено, под нарушение законодательства попадает иная ситуация. В зимнее время года строго запрещено использовать покрышки с большой степенью износа – глубина протектора не должна быть менее 4 миллиметров. У летних шин, особенно, не новых, глубина протектора составляет меньшее число, и именно поэтому автовладельцу грозит штраф в 500 рублей. Здесь остается только удивляться неточности в законодательстве, ведь по логике водитель, не использующие подходящие шины, подвергают опасности себя и других участников движения. Вот и получается, что никаких четких границ, регулирующих принцип и даты перемены зимних шин на летнюю резину, а ответственность – чистой воды формальность, которая не сможет остановить неблагонадежных водителей. Проще ведь заплатить пятьсот рублей, чем покупать дорогостоящие зимние покрышки.

Считается, что у водителей предостаточно времени для смены шин в осенне-весенний период. Когда и как менять резину – подскажет сама природа, поэтому по факту государство надеется на сознательность водителей и ответственность не устанавливает. Регулярно бродят слухи о том, что штрафы будут вот-вот введены, но пока инициатива остается на уровне разговоров. Предполагается, что штрафовать начнут за:

  • резину, установленную не по сезону;
  • за езду на шипованных покрышках летом;
  • за неуплату страховых возмещений при эксплуатации несезонных покрышек.

Даже вступление в силу регламента «О безопасности колесных транспортных средств» не послужило поводом для изменения ответственности за использование летней резины зимой. Зато за отсутствие знака «Шипы» в холодное время года штрафные санкции в размере 500 рублей применяются регулярно.

Единственной полноценной возможностью определить сезонность и степень изношенности шин остается технический осмотр в лицензированном сервисном центре. Здесь также не все гладко – новые автомобили освобождены от прохождения технического осмотра. А старые автомобили проходят ТО только один раз в год, а менять резину приходится дважды в соответствии с погодными условиями. Пока нет точных принципов сертификации шин и методов установления степени изношенности на месте, поэтому любители погонять на летних шинах о штрафах могут не беспокоиться. Другое дело, что подобное поведение влечет за собой огромные расходы и создание аварийно-опасных ситуаций на дороге. Летняя резина не обеспечивает нужное качество сцепления, что приводит к потере автомобиля, здоровья и даже к человеческим жертвам.

Как выбрать подходящие шины

Чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах, важно подобрать качественные покрышки, подходящие автомобилю. В зимний период рекомендуется выбрать один из трех типов шин, в зависимости от погодных условий:

  • шипованная резина – используется при снежных зимах, где дороги часто представляют собой укатанное ледяное покрытие;
  • европейская нешипованная резина – подходит для «мокрой» теплой зимы, а также при использовании в городских условиях;
  • скандинавские нешипованные шины – используются в регионах, где зимы малоснежные и холодные, такая резина хорошо себя показывает на ледяной корке.

Факт в том, что универсальных покрышек не существует, поэтому стоит остановиться на наиболее подходящем варианте. В расчет стоит брать климатические условия, активность использования транспортного средства, а также местность, в которой чаще всего передвигается водитель.

Теперь стоит упомянуть основные маркировки, по которым подбирается зимняя резина.

  1. Дата производства (неделя и год).
  2. Износостойкость (в среднем – 100 единиц).
  3. Индекс скорости (обозначен латинскими буквами, от N до ZR).
  4. Информация о нагрузке (не менее 30 процентов от веса автомобиля).
  5. Тип (Mud+Snow, Winter, All season).
  6. Сертификация резины (Е – стандарты Евросоюза, DOT – стандарты Соединенных Штатов).
  7. Типоразмер шин.
  8. Габариты покрышки.

Иногда среди маркировок встречаются показатели акустического комфорта, уровня сцепления на мокром асфальте, а также указывается информация о шипах покрышек. Именно маркировка расскажет об основных характеристиках шины – подойдет ли выбранная резина для эксплуатации в зимнее время года.

Также стоит обращать внимание на рисунок протектора и уровень ошиповки. К примеру, европейские и скандинавские шины не имеют шипов, вместо этого используются ламели, грунтозацепы или особый ромбовидный тип рисунка протектора. Эксперты советуют приобретать шины комплектами, сразу на все колеса – это позволит автомобилисту увереннее чувствовать себя на дороге, к тому же разные шины способны привлечь совершенно ненужное внимание сотрудников ГИБДД. При покупке обязательно попросите сертификат соответствия у продавца на выбранные шины – резина должна быть мягкой и не старше двух лет. В противном случае покрышки придется менять буквально на следующий сезон, что влечет дополнительные расходы.

В заключение

Закон обязывает ленивых водителей менять покрышки не из-за желания усложнить жизнь водителям. Зачем выдумывать сложные комбинации и законы, проще ведь изначально соблюдать существующие правила дорожного движения. Увы, сознательных водителей не так много, как мечталось законодателям, поэтому приходится идти на крайние меры. Позаботьтесь о собственной безопасности и состоянии других участников транспортного движения. Поэтому так важно соблюдать требования законодательства и вовремя ставить покрышки с защитой против льда, снега и мокрого асфальта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *