Оглавление
Зима уже на пороге и вот-вот постучится в дверь. Кто-то будет радоваться приближающимся праздникам, кто-то начнет выбирать путевки в теплые края, чтобы укрыться от холодов. Но для водителей близится и другое важное событие – замена летней резины на зимнюю резину. Без этого ежегодного ритуала не обойтись, ведь замена резины ничто в сравнении с последствиями аварии на дороге. Одно дело, если автомобиль отправится в утиль, и совсем другое – если родственникам придется собирать деньги на лечение или похороны. Грубо, но по факту – большая часть аварий в осенне-зимний период происходят именно из-за нежелания водителей менять летние покрышки на зимнюю резину.
Общие положения
На самом деле точные сроки замены шин рассматриваются в индивидуальном порядке. Много зависит от региона, в котором проживает автовладелец – в теплом климате шипованная резина не нужна, а в условиях суровых сибирских морозов переобувать автомобиль необходимо раньше, чем в других регионах. Регламентируется даже вид шин, наиболее подходящий по климатическим условиям – к примеру, жителям мегаполисов допустимо устанавливать на автотранспортные средства зимние шины «липучки». Асфальт в городах преимущественно чистый и сухой, а вот уже за пределами мегаполиса без полноценных шипов не обойтись – дорога преподносит массу сюрпризов. В пределах сотни километров возможно попасть и в грязь, и в гололед, и в заснеженные участки – за один день. Поэтому при выборе шин нужно руководствоваться местностью преимущественного передвижения, а не привлекательной ценой покрышек в сомнительных магазинах.
Технический регламент под названием «О безопасности колесных транспортных средств» четко указывает на запрет использования зимних шин в теплое время года, то есть летом кататься на шипованной резине – противозаконно. Но до первого июня шины возможно не менять, если погодные условия не подходят для передвижения на летней резине. Также в законе встречается оговорка, что если зимняя резина не имеет вставленных шипов, то такие покрышки возможно использовать и летом – они не портят асфальтовое покрытие и не так сильно шумят. Точной даты изменения шин никто не скажет, хотя органы местного самоуправления имеют право установить некие временные рамки в зависимости от климата региона. Подобные правила могут меняться с течением времени, поэтому полагаться нужно, прежде всего, на собственную логику и чувство самосохранения – если за окном холодно и снег, то явно пора отправляться в автомастерскую.
Практика показывает, что даты установки зимней резины хоть и варьируются в регионах, но имеют разницу всего в несколько дней:
- в Москве шины нужно установить не позднее 25 октября;
- в Новосибирске – не позднее 17 октября;
- в Иркутске – не позднее 16 октября.
Также стоит придерживаться простого правила – установка зимней резины не должна быть выполнена позже первого ноября. Угадать, как поведет себя непредсказуемая погода, невозможно, поэтому опытные водители советуют переобуваться в зимние покрышки, если в течение недели среднесуточная температура воздуха держится на отметке ниже +7 градусов по Цельсию. И хотя допустима установка покрышек до ноября. Рекомендуется пройти эту процедуру заранее, чтобы избежать очереди в автомастерских. Тем более, что с наступлением холодов ремонтники начнут отмечать «день жестянщика». Проще, если автовладелец самостоятельно сможет поменять покрышки, тогда удобная дата выбирается индивидуально.
Когда меняют по закону
Еще в 2017-ом году российские власти приняли законопроект, регламентирующий использование зимних шин. Новые общеобязательные сроки смены резины на зимний вариант – 1 декабря. В этот день обязаны поменять шины все водители, проживающие в регионах с морозными зимами. Если шины были установлены до первого декабря, нарушением это считаться не будет. Также закон устанавливает, что передвигаться на шипованных шинах нужно минимум до первого марта, и менять на летнюю резину нужно только после наступления весны в срок до первого июня. Многое зависит от погодных условий, поэтому названы только приблизительные сроки. Четко закон говорит только о том, что зимой нельзя ездить на летних шинах, а летом запрещено использовать зимние покрышки. Использование всесезонной резины выходом не станет, у нее также есть свои температурные пределы – на таких покрышках разрешено передвигаться до тех пор, пока температура не станет ниже -10 градусов.
Что интересно – если точно следовать срокам, указанным в законе, водитель непременно попадет в неприятную ситуацию. К примеру, в центральных регионах России 1 марта является весной исключительно в календарном смысле. По факту март месяц преподносит сюрпризы – то оттепель, то гололедицу, то снег по козырьки первых этажей. Поэтому менять резину строго первого числа не нужно, время до июня есть. При слишком теплой погоде резину с шипами также не рекомендуют ставить – езда по сухому асфальту увеличивает скорость износа шины, что ведет к проблемам на трассе в гололедицу. Точно выяснить дату, до которой нужно сменить покрышки, возможно в администрации города, села или поселка – у государственных органов есть сайты, на которых положено подобную информацию размещать в общий доступ. Если время было упущено, то придется менять шины самостоятельно или вызывать эвакуатор для транспортировки автомобиля в сервис.
Предлагаем вашему вниманию таблицу использования шин в различные периоды.
| Период | Летние шины | Зимние ошипованные шины | Зимние неошипованные шины |
| Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) | Запрещено | Разрешено | Разрешено |
| Весенние месяцы (март, апрель, май) | Допустимо | Допустимо | Допустимо |
| Летние месяцы (июнь, июль, август) | Разрешено | Запрещено | Допустимо |
| Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) | Допустимо | Допустимо | Допустимо |
Из таблицы следует, что если зимняя резина оснащена шипами, то нужно ее установить до 1 декабря, а обратную замену произвести до конца мая месяца. Отдельной категорией идут владельцы всесезонных покрышек – использование подобной резины для колес автомобилей возможно только в том случае, если шина имеет маркировку «М+S». Теоретически, менять подобные шины на зимние не нужно, но стоит прислушаться к экспертному мнению – у шин есть маркировка с порогом температуры, ниже которого эксплуатировать шины не рекомендуется.
Об ответственности
Главное, о чем стоит помнить – за неисполнение закона о смене летних покрышек автовладельцу грозит ответственность. Вернее, за отсутствие зимней резины штрафа не предусмотрено, под нарушение законодательства попадает иная ситуация. В зимнее время года строго запрещено использовать покрышки с большой степенью износа – глубина протектора не должна быть менее 4 миллиметров. У летних шин, особенно, не новых, глубина протектора составляет меньшее число, и именно поэтому автовладельцу грозит штраф в 500 рублей. Здесь остается только удивляться неточности в законодательстве, ведь по логике водитель, не использующие подходящие шины, подвергают опасности себя и других участников движения. Вот и получается, что никаких четких границ, регулирующих принцип и даты перемены зимних шин на летнюю резину, а ответственность – чистой воды формальность, которая не сможет остановить неблагонадежных водителей. Проще ведь заплатить пятьсот рублей, чем покупать дорогостоящие зимние покрышки.
Считается, что у водителей предостаточно времени для смены шин в осенне-весенний период. Когда и как менять резину – подскажет сама природа, поэтому по факту государство надеется на сознательность водителей и ответственность не устанавливает. Регулярно бродят слухи о том, что штрафы будут вот-вот введены, но пока инициатива остается на уровне разговоров. Предполагается, что штрафовать начнут за:
- резину, установленную не по сезону;
- за езду на шипованных покрышках летом;
- за неуплату страховых возмещений при эксплуатации несезонных покрышек.
Даже вступление в силу регламента «О безопасности колесных транспортных средств» не послужило поводом для изменения ответственности за использование летней резины зимой. Зато за отсутствие знака «Шипы» в холодное время года штрафные санкции в размере 500 рублей применяются регулярно.
Единственной полноценной возможностью определить сезонность и степень изношенности шин остается технический осмотр в лицензированном сервисном центре. Здесь также не все гладко – новые автомобили освобождены от прохождения технического осмотра. А старые автомобили проходят ТО только один раз в год, а менять резину приходится дважды в соответствии с погодными условиями. Пока нет точных принципов сертификации шин и методов установления степени изношенности на месте, поэтому любители погонять на летних шинах о штрафах могут не беспокоиться. Другое дело, что подобное поведение влечет за собой огромные расходы и создание аварийно-опасных ситуаций на дороге. Летняя резина не обеспечивает нужное качество сцепления, что приводит к потере автомобиля, здоровья и даже к человеческим жертвам.
Как выбрать подходящие шины
Чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах, важно подобрать качественные покрышки, подходящие автомобилю. В зимний период рекомендуется выбрать один из трех типов шин, в зависимости от погодных условий:
- шипованная резина – используется при снежных зимах, где дороги часто представляют собой укатанное ледяное покрытие;
- европейская нешипованная резина – подходит для «мокрой» теплой зимы, а также при использовании в городских условиях;
- скандинавские нешипованные шины – используются в регионах, где зимы малоснежные и холодные, такая резина хорошо себя показывает на ледяной корке.
Факт в том, что универсальных покрышек не существует, поэтому стоит остановиться на наиболее подходящем варианте. В расчет стоит брать климатические условия, активность использования транспортного средства, а также местность, в которой чаще всего передвигается водитель.
Теперь стоит упомянуть основные маркировки, по которым подбирается зимняя резина.
- Дата производства (неделя и год).
- Износостойкость (в среднем – 100 единиц).
- Индекс скорости (обозначен латинскими буквами, от N до ZR).
- Информация о нагрузке (не менее 30 процентов от веса автомобиля).
- Тип (Mud+Snow, Winter, All season).
- Сертификация резины (Е – стандарты Евросоюза, DOT – стандарты Соединенных Штатов).
- Типоразмер шин.
- Габариты покрышки.
Иногда среди маркировок встречаются показатели акустического комфорта, уровня сцепления на мокром асфальте, а также указывается информация о шипах покрышек. Именно маркировка расскажет об основных характеристиках шины – подойдет ли выбранная резина для эксплуатации в зимнее время года.
Также стоит обращать внимание на рисунок протектора и уровень ошиповки. К примеру, европейские и скандинавские шины не имеют шипов, вместо этого используются ламели, грунтозацепы или особый ромбовидный тип рисунка протектора. Эксперты советуют приобретать шины комплектами, сразу на все колеса – это позволит автомобилисту увереннее чувствовать себя на дороге, к тому же разные шины способны привлечь совершенно ненужное внимание сотрудников ГИБДД. При покупке обязательно попросите сертификат соответствия у продавца на выбранные шины – резина должна быть мягкой и не старше двух лет. В противном случае покрышки придется менять буквально на следующий сезон, что влечет дополнительные расходы.
В заключение
Закон обязывает ленивых водителей менять покрышки не из-за желания усложнить жизнь водителям. Зачем выдумывать сложные комбинации и законы, проще ведь изначально соблюдать существующие правила дорожного движения. Увы, сознательных водителей не так много, как мечталось законодателям, поэтому приходится идти на крайние меры. Позаботьтесь о собственной безопасности и состоянии других участников транспортного движения. Поэтому так важно соблюдать требования законодательства и вовремя ставить покрышки с защитой против льда, снега и мокрого асфальта.